Инвалиды Мариуполя в суде борются за свои льготы. И побеждают. Теперь им нужно дождаться решения о бесплатном проезде в маршрутках. Редакция "ПР" на страницах газеты (наиболее часто в колонке "Читатели сообщают") неоднократно публиковала жалобы инвалидов и пенсионеров на хамское отношение к ним в городском транспорте. Особенно часты жалобы на водителей и кондукторов маршрутных такси, когда те отказываются пускать инвалидов или престарелых людей в салон, мотивируя свой отказ разными причинами, в том числе и ссылаясь на решения властей. Обиженные люди пишут в редакцию. "…Судя по порядкам в нашем городе, законы государства у транспортников законами не являются. Сейчас весь пассажирский автотранспорт оказался во владении субъектов предпринимательской деятельности. По решению городских властей и в обход законодательства в Мариуполе были "узаконены" категории льготников, которые могли пользоваться маршрутками, но не более двух человек одновременно. Как ни странно, в эту льготную категорию не вошли Герои Социалистического Труда, ветераны войны и труда. Нам думается, что в условиях отсутствия в Мариуполе полноценного обслуживания электротранспортом маршрутные такси превратились в обычный пассажирский автотранспорт, в котором владельцы и обслуживающий персонал трактуют законы, как им захочется. Нам кажется, что давно назрела необходимость детально разобраться с перевозками мариупольцев и не обдирать большую часть народа с низкими доходами.Читайте законы, уважайте и выполняйте их, как чтут их рядовые граждане! А.ТОМАШ, А.ДЕГТЯРЕВ, ветераны Великой Отечественной войны. С письмом солидарны Г.ЧУЙКО, В.КЛИМЕНКО, Д.ОВЧАРЕНКО - Герои Социалистического Труда". Но инвалиды и ветераны не только жалуются на свое бесправие перед транспортниками, но и пытаются бороться за свои права. И небезуспешно. Как, например, инвалид II группы с детства Валентина Николаевна Никанорова. Нахлебавшись обид в наших маршрутках, она подала в суд на Мариупольский горисполком, чьим решением прикрываются автоперевозчики, отказывая инвалидам в льготном перевозе. Законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" инвалиды и лица, которые сопровождают инвалидов первой группы, имеют право на бесплатный проезд в пассажирском городском транспорте (кроме метрополитена и такси), в пригородном транспорте, а также имеют 50-процентную скидку стоимости проезда на внутренних линиях железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного транспорта в период с 1 октября по 15 мая. Законом Украины "О транспорте" установлено, что предприятия транспорта обязаны обеспечить льготные права граждан. А согласно статье 36 Закона Украины "Об автомобильном транспорте", льготная перевозка лиц, которые пользуются такими правами, осуществляется пассажирскими перевозчиками всех форм собственности. Причем перевозчику запрещено отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, особо предусмотренных законом. За перевозку льготников законом предусмотрены компенсационные выплаты из государственного бюджета, т.н. дотации. Но то, что написано в Законе, не всегда выполняется в жизни. Дотации, предписанные законом, транспортникам выплачиваются нерегулярно, не в полном объеме, а то и вообще их нет. Поэтому перевозчики и смотрят на льготников, как на врагов народа, точнее, врагов их собственного кармана. Ведь льготник занимает в маршрутке место, которое бы мог занять пассажир, приносящий "живую копейку". Чтобы узаконить свое право в ограничении перевоза льготников, руководители автотранспортных предприятий "продавили" решения горисполкома, облегчающие работу транспортников. Решение исполкома горсовета № 406 от 24.10.2001 года "О проведении конкурса на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах Мариуполя юридическими и физическими лицами" и № 348 от 15.09.2004 года с одноименным названием в нашем городе фактически ограничило законное право инвалидов на бесплатный проезд. А именно: из числа льготников исключены инвалиды 2-й и 3-й групп. А в салонах автобусов вывешены объявления, разрешающие одновременный проезд не более двух льготников. Позднее горисполком принимает решение № 524 от 15.12.2004 г. "О внесении изменений в решение исполкома № 456 от 17.11.2004 г.", которым также подтверждаются незаконные действия перевозчиков. Итак, Валентина Никанорова, оскорбленная своим бесправием, подала иск в суд. Причем не на перевозчиков, а на Мариупольский горисполком, давший им право на невыполнение Закона. И суд выиграла! Постановлением судьи Жовтневого районного суда Натальи Кирьяковой от 19.01.2006 года отменено решение исполкома № 524 как не отвечающее требованиям закона. Однако истица В.Никанорова, не удовлетворенная некоторыми деталями постановления, подала апелляционную жалобу. Коллегия по гражданским делам Апелляционного суда Донецкой области жалобу рассмотрела и 29.03.2006 г. вынесла свое определение: постановление Жовтневого суда оставить без изменений. Более того, взыскать с исполкома Мариупольского городского совета в пользу истицы Никаноровой 500 гривен в счет компенсации морального вреда, а также издержки по оплате услуг адвоката - 300 гривен. Судья Наталья КИРЬЯКОВА подтвердила редакции "ПР", что постановление суда, которым отменено решение исполкома, лишавшее инвалидов права на льготный проезд, вступило в законную силу. х х х Как теперь быть автоперевозчикам? И когда все инвалиды Мариуполя смогут реально воспользоваться своими правами? Ведь решение исполкома горсовета об определении льготных категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда в автотранспорте, отменено! С такими вопросами корреспондент "ПР" обратился к заведующему отделом транспорта и связи город-ского совета Владимиру ШЕВЧЕНКО, который ответил: "Решение суда не обязало владельцев маршрутных такси перевозить всех льготных пассажиров бесплатно. И автоперевозчики не будут этого делать. Завтра вообще автобусы могут не выйти на маршруты, так как их владельцам госбюджет не оплачивает бесплатную перевозку пассажиров льготных категорий. Будет ли заседание исполкома горсовета, не знаю". Заместитель начальника юридического отдела горсовета Виктория КРАСОВСКАЯ ответила на эти же вопросы следующим образом: "Да, решение суда вступило в силу. Но для того, чтобы оно заработало в полной мере, необходимо провести работу. Этим вопросом занимаются наш отдел, финансовое управление горсовета, отдел транспорта и связи. Также мы привлечем к проработке всех деталей управления труда и социальной защиты населения. Надо подготовить все документы, провести совещания. Будет ли еще одно заседание исполкома по этому поводу, пока сказать не могу. Однако конкретные шаги мы уже предпринимаем". "Приазовский рабочий"
|